Обоснование номенклатуры грузов для месячного планирования перевозок в условиях применения гармонизированной номенклатуры грузов (ГНГ)

Введение

Распоряжение ОАО «РЖД» от 05.04.04 № 1835р «О переходе на применение актуализированного текста Гармонизированной номенклатуры грузов», в соответствии с которым с 1 октября 2004 года Российские железные дороги переходят на применение актуализированного текста ГНГ при перевозках грузов в международном сообщении, а в 2005 году - при перевозках грузов во внутригосударственном сообщении, является основанием для разработки унифицированной номенклатуры грузов для месячного планирования перевозок во всех видах сообщения с целью ее поэтапного сближения с гармонизированной номенклатурой грузов. На первом этапе разрабатывается номенклатура, позволяющая обеспечить взаимно-однозначное соответствие систем учета погрузки по гармонизированной номенклатуре грузов и по единой тарифно-статистической номенклатуре грузов. На втором этапе должна быть установлена номенклатура грузов для планирования и учета погрузки, полностью соответствующая гармонизированной номенклатуре грузов.

Анализ существующей номенклатуры грузов для планирования перевозок и структуры перевозок грузов

«Технология планирования перевозок грузов на федеральном железнодорожном транспорте», утвержденная Министром путей сообщения Российской Федерации 03.07.2000 г., содержит в качестве приложения номенклатуру, состоящую из 43 групп грузов.

Указанная номенклатура охватывает 12 разделов «Перечня позиций единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) Прейскуранта №10-01» и все группы за исключением 42: «Рельсовый подвижной состав, краны грузоподъемные, перевозимые на своих осях». Объединение позиций ЕТСНГ в группы плана и учета погрузки исторически сложилось в середине XX века и было обусловлено уровнем развития народного хозяйства в целом и отдельных отраслей промышленности. Наименования номенклатурных групп плана не менялись с 1972 года, когда они были объявлены в «Правилах планирования перевозок грузов по железным дорогам СССР». Изменилась лишь очередность следования групп, которая устанавливалась в соответствии с удельным весом объема их перевозки в общем объеме перевозимых грузов. Изменение порядка следования групп плана в 2000 году привело к тому, что на настоящий момент он не соответствует порядку следования групп учета в форме ГО-2 «Отчет о погрузке по наименованиям грузов», утвержденной постановлением Госкомстата России от 16.10.2000 г. №99.

Анализ статистических данных об объемах погрузки по железным дорогам России, предоставленных Управлением статистического учета, отчетности и анализа ОАО «РЖД» за 1996 - 2003 годы, показал, что в структуре перевозок грузов произошли существенные изменения. В таблице 1 представлена динамика рейтингов групп грузов плана и учета погрузки за период с 1996 по 2003 год. Высший рейтинг присвоен группе грузов, имеющей максимальный удельный вес в общем объеме перевозимых грузов. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать изменения, произошедшие в структуре перевозок грузов с 70-х годов, в таблице был выбран такой порядок следования групп грузов, который соответствует действующей ранее единой номенклатуре грузов плана и учета погрузки и сохранен в новой форме ГО-2 «Отчет о погрузке по наименованиям грузов».

Лишь каменный уголь, нефть и нефтепродукты сохранили свои высокие позиции по объемам перевозок за счет тенденции к наращиванию объемов.

Кокс из-за невысоких темпов роста объемов перевозки со второго места переместился на шестнадцатое, хотя в абсолютном выражении объемы его перевозки возросли за последние семь лет почти на 5000 тыс. т. Торф и торфяная продукция за счет сокращения на 40% объемов перевозки переместились с четвертого на тридцать второе место, а сланцы при относительно неизменных объемах упали с пятого на тридцать третье место. За счет отсутствия тенденции к поступательному росту объемов перевозок потеряли свои позиции следующие группы грузов: машины и оборудование, переместившись с десятого на тридцать первое место, металлические конструкции - с одиннадцатого на тридцать восьмое, сельскохозяйственные машины — с четырнадцатого на тридцать девятое, автомобили - с пятнадцатого на тридцать четвертое.

Некоторые группы грузов за счет уверенного наращивания объемов перевозок существенно улучшили свои позиции, переместившись в верхнюю часть таблицы: строительные грузы (с девятнадцатого на третье место), руда железная и марганцевая (с седьмого на четвертое), черные металлы (с девятого на пятое), лесные грузы (с двадцать четвертого на шестое), химические и минеральные удобрения (с семнадцатого на седьмое), химикаты и сода (с восемнадцатого на восьмое), цемент (с двадцать третьего на девятое), зерно (с тридцать четвертого на двенадцатое), продукты перемола (с тридцать пятого на двадцатое), бумага (с тридцать девятого на двадцать первое).

Удельный вес объема перевозок ряда номенклатурных групп грузов в общем объеме перевозок не претерпел существенного изменения: лом черных металлов, гранулированные шлаки, сахар, соль и др.

С большим отрывом от остальных групп грузов последние места в таблице занимают живность и хлопок, годовые объемы перевозок которых в 2003 году резко упали до уровня соответственно 46 тыс.т и 14,5 тыс.т.

Таблица 1 Динамика рейтингов номенклатурных групп грузов по объемам перевозки

№ п/пНаименование номенклатурной группы грузов19961997199819992000200120022003
1Каменный уголь11111111
2Кокс1514141415161616
3Нефть и нефтепродукты32233322
4Торф и торфяная продукция2929282830333332
5Сланцы3328303133343533
6Флюсы1415151514141414
8Руда цветная и серное сырье1111111111111111
9Черные металлы55555555
10Машины и оборудование3232323231303131
11Металлические конструкции3838383737383838
12Метизы2123252221211919
13Лом черных металлов1312121212121313
14Сельскохозяйственные машины3939393938393939
15Автомобили3133333434323034
16Цветные металлы, изделия из них и лом цветных металлов1919181919222222
17Химические и минеральные удобрения44 444444
18Химикаты и сода88888988
19Строительные грузы23322233
20Промышленное сырье и формовочные материалы101010998910
21Гранулированные шлаки2626262523252323
22Огнеупоры1718171717181818
23Цемент999101010109
24Лесные грузы66666666
25Сахар2725222025242525
26Мясо и масло животное3637373839373737
27Рыба3534343535353435
28Картофель, овощи и фрукты3736363636363636
29Соль2524231826262627
30Остальные продовольственные товары2322242618171717
31Промышленные товары народного потребления3031313028282828
32Хлопок4141414140404141
33Сахарная свекла и семена2427272727272726
34Зерно1213131313131212
35Продукты перемола2020202322192020
36Комбикорма2830292929292929
37Живность4040404041414040
38Жмыхи, отходы маслобойной и пищевкусовой промышленности3435353332313230
39Бумага2221212120202121
40Грузы в контейнерах1816161616151515
41Остальные и сборные грузы1617192424232424

Проведенный анализ показывает, что в структуре перевозок грузов произошли значительные изменения, обусловленные как экономическими, так и политическими причинами. В связи с этим, целесообразен пересмотр номенклатуры: объединение маломощных групп грузов в укрупненные, которые в большей степени соответствовали бы структуре ГНГ; исключение из номенклатуры групп грузов, затраты на дифференцированный учет которых не оправданы из-за мизерных объемов и невысокой доходности их перевозок (живность, хлопок).

Переход на применение актуализированного текста ГНГ при перевозках грузов во всех видах сообщения автоматически решает задачу унификации номенклатур грузов, применяемых в Российской Федерации, странах Содружества Независимых Государств (СНГ), Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и в третьих странах, являющихся участниками международных соглашений об организации железнодорожного сообщения с Российской Федерацией. На сегодняшний день номенклатура для планирования перевозок грузов железными дорогами государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, содержащаяся в «Порядке планирования перевозок грузов», принятом на тридцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту 19 октября 2001 года, аналогична номенклатуре грузов для планирования перевозок, применяемой в Российской Федерации.

Иначе обстоит дело с номенклатурами, применяемыми при планировании перевозок грузов из (в) третьи страны. Анализ «Протоколов совещаний представителей иностранных железных дорог и внешнеторговых организаций стран по согласованию ориентировочных объемов и условий перевозок» показал, что:

- номенклатуры грузов, используемые в различных протоколах, существенно отличаются друг от друга;

- в отдельных случаях затруднено отнесение указанных в Протоколах грузов к конкретной группе плана из-за произвольного указания их наименования, не соответствующего ни ЕТСНГ, ни ГНГ;

- в некоторых Протоколах (например, с Германией) наименования грузов упомянуты по тексту Протокола, то есть отсутствует как таковая номенклатура грузов для планирования.

Унификация номенклатур будет способствовать организации более четкой системы планирования перевозок грузов и разработке обоснованных планов перевозок грузов в международном сообщении.

Радикальный пересмотр номенклатуры грузов для планирования с целью ее полного согласования со структурой ГНГ затруднен из-за невозможности резкого отказа от сложившейся десятилетиями системы учета погрузки на железных дорогах России. Поэтому предлагается двухэтапное сближение номенклатуры грузов плана и учета погрузки с ГНГ:

- на первом этапе - компромиссный вариант между ГНГ и действую щей системой учета погрузки на железных дорогах России;

- на втором этапе - окончательный вариант, полностью соответствующий ГНГ и требующий изменения системы учета.

Предложения по разработке номенклатуры грузов для месячного планирования на период перехода от БТСНГ к ГНГ

В проекте «Технологии месячного планирования перевозок грузов», разработанном с учетом перехода ОАО «РЖД» на маркетинговые принципы планирования и систему бюджетного управления отраслью, формирование месячных планов перевозок предлагается осуществлять по 34 номенклатурным группам грузов. В таблице 2 приведено соответствие между группами грузов плана существующей и предлагаемой номенклатур.

Таблица 2

Соответствие между группами грузов плана существующей и предлагаемой номенклатур

Наименование группы плана по существующей номенклатуреНаименование группы плана по предлагаемой номенклатуреПримечания
Каменный угольУголь: каменный, бурый
КоксКокс
Нефть и нефтепродуктыНефть и продукты её перегонки
Торф и торфяная продукцияТорф и торфяная продукция
СланцыОбъединены с группой «Нефть и продукты ее перегонки»
ФлюсыФлюсы
Руда железная и марганцеваяРуда железная и марганцевая, шлаки гранулированные
Руда цветная и серное сырьеРуда цветная
Черные металлыЧерные металлы
Машины и оборудованиеМашины и оборудование, их части
Металлические конструкцииОбъединены с группой «Изделия металлические (метизы)»
МетизыИзделия металлические (метизы)
Лом черных металловЛом черных металлов
Сельскохозяйственные машиныОбъединены с группой «Машины и оборудование, их части»
АвтомобилиАвтомобили
Цветные металлы, изделия из них и лом цветных металловЦветные металлы, изделия из них и лом цветных металлов
Химические и минеральные удобренияУдобрения
Химикаты и содаПродукты неорганической и органической химии
Строительные грузыСтроительные грузы
Промышленное сырье и формовочные материалыПромышленное сырье и формовочные материалы
Гранулированные шлакиОбъединены с группой «Руда железная и марганцевая, шлаки гранулированные»
ОгнеупорыОгнеупоры, асбест, слюда
ЦементЦемент
Лесные грузыЛесные грузы
СахарСахар
Мясо и масло животноеМясо и мясопродукты, масло животное, сыр, яйца
РыбаРыба и рыбопродукты
Картофель, овощи и фруктыОвощи, фрукты, ягоды, орехи
СольСоль
Остальные продовольственные товарыОстальные продовольственные товары
Промышленные товары народного потребленияПромышленные товары народного потребления
ХлопокОбъединен с группой «Остальные и сборные грузы»
Сахарная свекла и семенаСвекла сахарная и ее семена
ЗерноЗерновые и зернобобовые культуры, семена
Продукты перемолаПродукция мукомольно-крупяной промышленности
КомбикормаКомбикорма, жмыхи
ЖивностьОбъединена с группой «Остальные и сборные грузы»
Жмыхи, отходы маслобойной и пищевкусовой промышленностиОбъединены с группой «Комбикорма, жмыхи»
БумагаПродукция целлюлозно-бумажной промышленности
Перевалка грузов с водного транспортаПланирование по виду сообщения
Импортные грузыПланирование по виду сообщения
Грузы в контейнерахГрузы в контейнерах
Остальные и сборные грузыОстальные и сборные грузы

Изменения в предлагаемой номенклатуре коснулись следующих групп грузов:

Группу «Каменный уголь», которая по ЕТСНГ содержит лишь одну позицию 16100, предлагается назвать «Уголь: каменный, бурый», поскольку по ГНГ она включает две позиции: 2701 - «уголь каменный...» и 2702 - «лигнит или бурый уголь...».

Наименование группы «Кокс» остается без изменения и устанавливается соответствие с позицией ГНГ 2704 «Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный».

По группе «Нефть и нефтепродукты» предлагается: изменить наименование, приблизив его к тексту ГНГ: «Нефть и продукты ее перегонки»; объединить с группой «Сланцы», которая включает грузы первого класса и по объемам перевозки в 2003 году занимала лишь 33-е место. В ГНГ ей соответствует единственный код 27141000 «Сланцы битуминозные или сланцевое масло, песчаники битуминозные», который вместе с нефтью и продуктами ее перегонки входит в 27-ю главу «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные».

Предлагается объединить группы «Руда железная и марганцевая» и «Гранулированные шлаки» в одну группу «Руда железная и марганцевая, шлаки гранулированные». По состоянию на 2003 год указанные группы занимают по объемам перевозки соответственно 4-е и 23-е места. При этом гранулированных шлаков перевозится в 20 раз меньше, чем руды железной и марганцевой. Объединенная группа «Руда железная и марганцевая, шлаки гранулированные» по объему перевозки предположительно сохранит 4-е место. В ГНГ объединенные грузы входят в одну 26-ю главу «Руды, шлак, зола».

Предлагается объединить группы «Машины и оборудование» (31-е место) и «Сельскохозяйственные машины» (39-е место) в одну «Машины и оборудование, их части», приблизив ее наименование к тексту ГНГ. По состоянию на 2003 год по объему перевозки группа «Сельскохозяйственные машины» составляла 24,3% от объема перевозки группы «Машины и оборудование». В ГНГ сельскохозяйственные машины (8432-8437), кроме тракторов, входят вместе с другими машинами, оборудованием и их частями в главу 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» раздела XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части;...».

Предлагается объединить группу «Металлические конструкции», которая занимает по объемам перевозки лишь 38-е место, с группой «Метизы» (19-е место) в одну - «Изделия металлические (метизы)». В ГНГ позиция 7308 «Металлоконструкции из черных металлов... и их части...», включающая в себя грузы позиции 37100 ЕТСНГ «Конструкции металлические», входит в главу 73 «Изделия из черных металлов».

Предлагается группу «Химические и минеральные удобрения» (7-е место) переименовать в «Удобрения» и установить соответствие с 31-й главой ГНГ «Удобрения».

Группу «Химикаты и сода» (8-е место), объединяющую большое количество разноименных групп грузов предлагается переименовать в «Продукты неорганической и органической химии», приблизив к тексту ГНГ.

Предлагается уточнить наименование группы «Огнеупоры» (18-ое место), которая кроме огнеупорных сырья, кирпича, материалов и изделий содержит асбест и слюду, переименовав в «Огнеупоры, асбест, слюда». В ГНГ огнеупорное сырье, асбест, слюда входят в одну главу 25 «Соль; сера; земли и камень;...», а кирпич и изделия огнеупорные - в главу 69 «Изделия керамические».

Уточнить наименование группы «Мясо и масло животное» (37-е место), переименовав в «Мясо и мясопродукты, масло животное, сыр, яйца».

Группе «Рыба» (35-е место), которая кроме рыбы включает рыбопродукты, жир рыбий и других морских животных, предлагается присвоить обобщенное наименование «Рыба и рыбопродукты». В ГНГ ей соответствует глава 3 «Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные» и частично главы 15 «Жиры и масла животного происхождения и продукты их расщепления;...» и 16 «Продукты пищевые готовые из... рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных».

Группе «Картофель, овощи и фрукты» (36-е место) предлагается присвоить уточненное наименование «Овощи, фрукты, ягоды и орехи».

Группы «Хлопок» (41-е место) и «Живность» (40-е место) предлагается перенести в группу «Остальные и сборные грузы» из-за незначительных объемов их перевозки.

Группе «Сахарная свекла и семена» (26-е место) предлагается присвоить уточненное наименование «Свекла сахарная и ее семена», поскольку семена других растительных культур входят в группу «Зерно».

Уточнить наименование группы «Зерно»(12-е место), переименовав в «Зерновые и зернобобовые культуры, семена».

Уточнить наименование группы «Продукты перемола» (20-ое место), переименовав в «Продукция мукомольно-крупяной промышленности» и приблизив тем самым к тексту ГНГ.

Предлагается объединить группы «Комбикорма» (29-е место) и «Жмыхи, отходы маслобойной и пищевкусовой промышленности» (30-е место) в одну «Комбикорма, жмыхи». В ГНГ большая часть грузов этой группы отнесена к главе 23 «Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных» и лишь небольшая часть к главе 12 «Семена и плоды...; солома и фураж».

Требует уточнения наименование группы «Бумага» (21-ое место), которая кроме собственно бумаги содержит целлюлозу и массу древесную, картон, изделия из бумаги и картона. Предлагается присвоить ей обобщенное название «Продукция целлюлозно-бумажной промышленности». В ГНГ грузам этой группы соответствует глава 47 «Масса из древесины или других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы)» и частично глава 48 «Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона».

Таким образом, отличие предлагаемой номенклатуры грузов для месячного планирования перевозок от существующей заключается в следующем:

- предложенные наименования номенклатурных групп грузов по возможности согласованы с актуализированным текстом ГНГ;

- очередность следования групп плана соответствует очередности следования групп учета в принятой Управлением статистического учета, отчетности и анализа ОАО «РЖД» системе учета погрузки на железных дорогах России, на шедшей отражение в форме ГО-2 «Отчет о погрузке по наименованиям грузов»;

- в результате анализа сложившейся структуры перевозок грузов и исходя из принципа формирования ГНГ, предложено укрупнение ряда номенклатурных групп. Изменения в системе учета погрузки в случае приме нения предлагаемой номенклатуры грузов плана и учета будут сводиться, как правило, лишь к необходимости суммирования объемов погрузки по группам, которые объединяются в одну;

- в проекте «Технологии месячного планирования перевозок грузов» разработка планов осуществляется по видам сообщения, поэтому из номенклатуры грузов была исключена группа «Перевалка грузов с водного на железнодорожный транспорт», которая отражает не наименование груза, а вид сообщения - прямое смешанное водно-железнодорожное. При этом технологией предусмотрено планирование перевозок грузов в прямом смешан ном водно-железнодорожном сообщении по общей номенклатуре грузов с учетом ограничений, содержащихся в» Правилах перевозок грузов» в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Результаты планирования отражаются в проектах сводных дорожных планов отдельной строкой «Перевалка грузов с водного на железнодорожный транспорт» и отдельной таблицей проекта сводного сетевого плана «Перевалка грузов с водного на железнодорожный транспорт»;

- проект «Технологии месячного планирования перевозок грузов» предусматривает также планирование по общей номенклатуре перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении через российские пограничные передаточные станции и в непрямом международном сообщении через российские порты с возможностью выделения импортных и транзитных грузов. Результаты планирования отражаются в проектах сводных дорожных планов отдельными строками «Импортные грузы», «Транзитные грузы» и отдельными таблицами проекта сводного сетевого плана «Импортные грузы», «Транзитные грузы». Поэтому из номенклатуры грузов была исключена группа «Импортные грузы».

Предложения по разработке номенклатуры грузов для месячного планирования в условиях применения ГНГ

В связи с отменой в 2005 году действия ЕТСНГ и переходом на применение актуализированного текста ГНГ, при перевозках грузов во всех видах сообщения необходимо разработать номенклатуру грузов плана и учета в условиях применения ГНГ. Предлагаемая номенклатура включает в себя 16 групп и предусматривает возможность выделения 37 подгрупп, соответствующих прежней системе учета погрузки на железных дорогах:

1. Продукты животного происхождения, в т.ч.:

1.1. мясо и мясопродукты

1.2. рыба и рыбопродукты

2. Продукты растительного происхождения, в т.ч.:

2.1. зерновые и зернобобовые культуры, семена

2.2. продукция мукомольно-крупяной промышленности

2.3. овощи, фрукты, ягоды, орехи

3. Продукты пищевые готовые, в т.ч.: 3.1. сахар

4. Минерально-строительное сырьё, строительные материалы, в т.ч.:

4.1. соль

4.2. флюсы

4.3. огнеупоры, асбест, слюда

4.4. цемент

5. Руды, шлак и зола, в т.ч.:

5.1. руда железная и марганцевая

5.2. руда цветная

5.3. шлак гранулированный

6. Топливо минеральное, в т. ч.:

6.1. уголь: каменный, бурый

6.2. нефть и продукты ее перегонки

6.3. кокс

6.4. торф

7. Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, в т. ч.:

7.1. продукты неорганической и органической химии

7.2. удобрения

8. Пластмассы, каучук, резина и изделия из них

9. Древесина и изделия из неё

10. Целлюлоза; бумага и картон, изделия из них

11. Разные промышленные товары

12. Черные металлы и изделия из них, в т.ч.: 12.1. лом черных металлов

13. Цветные металлы и изделия из них

14. Машины, оборудование и механизмы, в т.ч.: 14.1. автомобили

15. Грузы в контейнерах

16. Остальные и сборные грузы

При формировании подгрупп учитывались такие факторы, как: структура перевозок грузов и сложившаяся система учета погрузки грузов. Очередность следования групп соответствует структурному построению ГНГ и не связана со структурой перевозок грузов, которая, как было показано раньше, подвержена значительным изменениям во времени.

Заключение

Таким образом, разработана номенклатура, позволяющая на первом этапе сохранить существующую систему учета погрузки и обеспечить взаимно-однозначное соответствие учета погрузки по гармонизированной номенклатуре грузов и по единой тарифно-статистической номенклатуре грузов. Для второго этапа предложена номенклатура грузов для планирования и учета погрузки, полностью соответствующая гармонизированной номенклатуре грузов.










Системы передачи данных

 


Комплексные проектные решения

 


Управление распределенными системами

 


Автоматизированные рабочие места

 


Системы и средства обеспечения безопасности движения

 


Цифровые сети технологической связи

 


Информационные системы управления движением

 


Автоматизированное управление разработками проектов

 






 



Copyright (c) 2021